Итоговый пресс-релиз
12 мая 2006
Кировские болота 2006
Традиционный весенний трофи-рейдовый фестиваль под названием «Кировские болота» завершен. Открыт сезон в чемпионате и Кубке России, продолжен в Трофее и Кубке «Пехотинец». Майские праздники, в отличие от отдыхающих и расслабляющихся сограждан, сильнейшие джиперы страны провели так, как им и положено - преодолевая труднопроходимые болота, отвесные склоны и глубокие броды. Репутация гонки в Кировском районе Ленинградской области как сложнейшего этапа чемпионата России по трофи-рейдам подтвердилась. Физические и моральные силы потрачены практически полностью. И только прекрасная погода «подпортила» ощущение настоящего трофи.
Чемпионат России стартовал, значит пришла пора сделать первые выводы. На старт «Кировских болот – 2006» вышло 37 экипажей, это самая массовая гонка за несколько последних сезонов. То есть, интерес к Чемпионату реально возрастает. Строится новая и совершенствуется ранее созданная техника, в официальные соревнования приходят новые экипажи и новые команды. Качественно вырос уровень большинства участников. Серьезных тактических ошибок лидеры практически не совершали. В таких условиях и новички обучаются очень быстро, появления новых фамилий на верхних строчках итоговых протоколов возможно уже в ближайшем будущем. Оправдались меры организаторов чемпионата по «сокращению гонки вооружений». Введение коэффициента, ставящего размер колес автомобиля в зависимость от его массы, позволило несколько уровнять шансы участников. Зачет ТР2 - серийные машины с разрешенными доработками конструкции - теперь получил шанс бороться с прототипами в абсолютном зачете, что наглядно продемонстрировали болотные участки гонки.
Но обо всем по порядку.
Как и положено, до первого старта «Кировских болот – 2006» прошла техническая инспекция, на которой помимо прочего машины взвешивались и, впервые в трофи, измерялся размер колес. Все участники были допущены к соревнованиям. Самой интересной, с точки зрения конструкции, машиной стал прототип постройки Алексея Гарагашьяна. Машина имеет цепной привод каждого колеса, что позволило сделать подвеску полностью независимой и обеспечить большие ее хода, благодаря чему улучшилось прохождение вертикальных препятствий. Несколько экипажей приняли участие в гонке на прототипах другого известного конструктора трофийной техники Геннадия Хаинова.
В командном зачете к постоянным участникам, Off-road Wolfs, ASG, WAT и Нимал, добавились еще два коллектива, ASG Racing и Lipetsk TROPHY Club. Причем команда из Липецка подошла к вопросу организации работы со всей серьезностью. Построены и закуплены современные автомобили, техничка клуба выглядит очень солидно и позволяет проводить ремонт практически любой сложности, организована радиосвязь отличного качества из базового лагеря со всеми экипажами, все машины, в том числе автомобили сопровождения раскрашены в цвета команды, для гонщиков, техников и менеджеров пошита униформа.
«Кировские болота - 2006» состояли из четырех специальных участков – двух линейных и двух этапов ориентирования по GPS. В первый день прошли линейные СУ. Точнее, завершился в первый день только первый из них. СУ-1 получился не слишком сложным, он позволил экипажам «вкатиться» в гонку после долгого межсезонья. Наибольшую сложность вызвал объезд на узком месте спецучастка работающего там экскаватора. А вот СУ-2 затянулся для большинства экипажей до утра следующих суток. Здесь не обошлось без ошибки организаторов первого этапа чемпионата, проходившего по новым техническим требованиям. Норма времени, отводимая для преодоления второго спецучастка, оказалась слишком мала для машин этого сезона. В прошлом году «монстры» на больших колесах проходили похожее болото на приличных скоростях.
Сначала предстояло пройти участок лесного болота. Выяснилось, что не все экипажи утруждают себя выбором и просмотром траектории движения. Некоторые просто «ломились» через лес с максимальной скоростью. Часто она равнялась скорости лебедки, с помощью которой и преодолевался участок. Наиболее нетерпеливые экипажи пытались пройти дистанцию ходом. Очень эффектно, но совсем не эффективно. Ремонт рулевой тяги в условиях болота – не лучший способ проведения майских праздников. Были и другие неприятности в виде разбортированных колес, сломанных лебедок и неисправного сцепления. Преодолев лесной участок, экипажи выбирались на оперативный простор открытого и топкого болота. Здесь правильный выбор траектории стал еще более важен. Приходилось маневрировать между участками открытой воды. Редкие кусты и тонкие деревца не внушали оптимизма участникам – заводить трос лебедки было не за что. Для продвижения по открытым участкам пилоту приходилось выходить из машины и вместе со штурманом толкать ее вперед. Средняя скорость продвижения некоторых автомобилей не превышала 500 метров в час. Тем временем стемнело, а вместе с тем и похолодало, что не добавило гонщикам оптимизма. Света штатной и дополнительной оптики не хватало для выбора дороги. В этих условиях многие экипажи разворачивали машины обратно к старту спецучастка или, оставив их на болоте, уходили пешком. До финиша добрались всего семь автомобилей, причем не один из них не уложился в норму времени! Эвакуация машин с болота затянулась, поэтому было принято решение о переносе старта СУ-3 и сокращении его дистанции. Несмотря на трудности предыдущих суток, на старт третьего спецучастка вышли 33 экипажа!
Расставляя КП для этапов, проходящих в форматах ориентирования, организатор гонки, Борис Гадасин, стремился наиболее полно раскрыть потенциал района проведения соревнования. Точки были поставлены на различных элементах рельефа местности, представляющих сложность для автомобилей участников. На трассе СУ-3 спортсменам пришлось преодолеть болота, брод и подъем по крутой горке, но самыми интересными и зрелищными точками стали два КП, расположенных на грунтовых склонах глиняного карьера. Большинство экипажей для спуска к точкам по практически отвесной стене пользовалось помощью других участников – использовались лебедки сразу двух машин. Действуя синхронно, экипажи медленно спускали машину вниз, фотографировались на КП, а затем не менее аккуратно вытягивали автомобиль наверх. Многие потом признавались, что было очень страшно. Обрыв троса приводил бы к падению машины в воду, которой заполнен карьер, причем глубина была неизвестна. По крайней мере, до того момента, как тамбовский экипаж не решился ее проверить. Машину спускали в одиночку, застраховав дополнительным тросом. Несмотря на меры предосторожности, Toyota сорвалась и ушла под воду. Попытки донырнуть до утонувшего автомобиля ни к чему не привели. Масштабные спасательные работы с привлечением водолаза и специально подготовленного грузовика Егерь увенчались успехом – автомобиль подняли с большой глубины.
Следующий спецучасток, также проходивший в формате ориентирования, являлся также и этапом Кубка европейской части России. Участники чемпионата, не входящие в лист приоритета РАФ, то есть не занимавшие призовых мест по итогам последних сезонов, могли подать заявку на участие и в Кубке. Норма времени на последний спецучасток была отведена довольно большая – 30 часов, из них 4 часа участники обязательно должны были потратить на отдых. Реально же, к полудню второго дня большинство участников уже финишировало. Организаторы стремились свести ночные перемещения гонщиков к минимуму – эффективность поиска точек в темное время суток невысока, а главное, снижается безопасность движения. Тем более что от точки до точки участники иногда ездят по дорогам общего пользования. Правильность такого подхода косвенно подтвердил несчастный случай, произошедший в деревне недалеко от лагеря соревнования. Пьяный местный житель сбил на мотоцикле пятерых девчонок, гулявших по дороге. Первую помощь им оказал доктор соревнований Вячеслав Рябинкин, вызванный на место происшествия участниками из команды Липецка одновременно со скорой помощью, но приехавший на полчаса раньше.
С экипажами на этом спецучастке аварий не происходило, если не считать эпизода, когда машина Владимира Масютина легла на крышу на крутом склоне. Автомобиль при помощи Виктора и Марины Воликовых поставили на колеса, и спокойно поехали дальше – даже лобовое стекло не треснуло! Экипаж спокойно закончил СУ-4 на второй позиции, что позволило Владимиру Масютину и Леониду Лобову выиграть всю гонку. Воликовы, кстати, завоевали серебряные медали. Третьими стали Юрий Пшеничников и Евгений Батарин. Командный зачет остался за ASG.
По окончанию соревнования большая часть участников охарактеризовала «Кировские болота – 2006» как очень сложное, напряженное и интересное соревнование, каким и должен быть этап чемпионата.
Параллельно заключительному спецучастку чемпионата и Кубка проходили еще две гонки – Трофей России по трофи-рейдам и второй этап традиционного соревнования Кубок «Пехотинец». Наполняемость зачетов в них была не столь высока, как у «старших» соревнований, что нисколько не уменьшает заслуги победителей. И здесь гонка протекала напряженно и техника порой не выдерживала. Класс участников также заметно вырос. Один из КП Трофея этого года на «Кировских болотах – 2005» был точкой чемпионата, особых проблем это не вызвало. Тактически участники стали более грамотны.
В Трофее России победили Евгений Кудин и Сергей Рыбаков в «Ниве Открытой», Владислав Семелькин и Юрий Анисимов в ТР1. Лучшими «Пехотинцами» стали Вадим Быстров и Павел Юрков в «Стандарте», Владимир Николаев и Антон Прямицкий в «Экстриме», Евгений Казаков и Николай Родимцев в «Ниве стандарт».
Награждение победителей прошло в теплой и радостной обстановке, чему в немалой степени способствовали отличные призы от спонсоров соревнования Herzog, Tri ABC Tuning, Zlatoяр, ARB, AlpIndustria, ФЭБ и магазина «Пехотинец».